Amaranthe “Amaranthe” (2011) / “Nexus” (2013) (review)
Для начала поделюсь забавным заблуждением. Фронтвумен шведской группы Amaranthe Элиза Рюд впервые стала известной как бэк-вокалистка пауэр-металлистов Kamelot. В их составе она, если не ошибаюсь, побывала и в России. И от команды, где она в главной роли, я ждал чего-то в духе пышного камелотовского симфо-пауэра, только с женским вокалом. Как бы не так!
Для начала, Amaranthe — это всё- таки не сольный проект Элизы, а целая толпа товарищей (одних певцов аж трое), возглавляемая вокалистом Джейком Е. Лундбергом и гитаристом/клавишником Улофом Мёрком, участниками групп Dreamland и Dragonland соответственно. Оба коллектива — почтенные бойцы второго-третьего эшелона скандинавского пауэр-метала (одни названия чего стоят). Действительно, было бы странно, если бы в своем новом проекте музыканты сделали просто еще один пауэр-клон, которых и так более чем достаточно. Вместо этого они предложили музыкальному рынку довольно дикую, но, как оказалась, отлично работающую конструкцию из эстрады, пауэра и модерн-метала. Совершенно “неоперный”, ровный и бесстрастный вокал Элизы, пауэр-металлический голос Джейка, альтерно-металлические гроуловые вопли Энди, третьего певца группы, симпатичная гитарная игра Улофа, который в Amaranthe задвинул свои “гитарно-героические” амбиции куда подальше, и его же, Улофа, изобретательные клавишные аранжировки. Клавишные здесь звучат максимально “модерново", и можно догадываться, что, параллельно с пауэр-металом, Мёрк увлекается и современной танцевальной электроникой. Иногда даже хочется послушать партии клавишных и гитары без всего остального.
К эстрадно-металлическому звучанию понемногу приближались на поздних альбомах и Nightwish (но они слишком романтичны и вокал Анетты Олзон оставлял желать лучшего), и Within Temptation (но им всё-таки ближе эстетика поп-музыки 80-х, а не двухтысячных). Но, как это бывает, не признанные звезды, а новички смогли посмотреть на форму свежим взглядом и наполнить ее новым, “попсовым” содержанием. И, опять же, никто еще не догадывался скрестить эстраду с модерн-дэтом, хотя и в современных металкоровых командах подчас можно уловить (сквозь крики, вопли и стену риффов) элементарный попсовый мелодизм, кроме того, в интерпретации ряда тяжелых команд можно было слышать элементы поп-музыки как изобразительное средство, одну из красок в их игре со стилями (вспомним “Disco Queen" Pain Of Salvation). Однако принять “попсу" полностью и безоговорочно, пустить ее, как кровь, по своим жилам — в этом, наверное, Amaranthe первые.
Слушая оба их диска (никакого “синдрома второго альбома”, отличаются они примерно как две чашечки кофе, выданные подряд кофейным автоматом), думаешь даже не о том, удачна ли музыка как таковая (она “срабатывает” для своей целевой подростковой аудитории, а значит, всё в порядке), а о том, насколько абсолютны или относительны критерии “хорошо-плохо”. Допустим, характерные эстрадно- ларечные” интонации в начале “Electroheart” сигнализируют рокерскому сознанию: фальшь! обман! Ничего хорошего таким голосом и с такими интонациями спето быть не может! То же самое касается металкоровых истошных воплей (эх, куда делся старый добрый благородный гроул-вокал?). Сам формат группы с тремя вокалистами сигнализирует о родстве с искусственными поп-проектами, боиз-бэндами, где специально собираются разные типажи — допустим, хулиган, качок, ботаник, — чтобы каждая поклонница нашла, по ком вздыхать. (То же относится и к герлз-бэндам.) Плюс общее ощущение безупречной, по линейке выверенной музыкальности. Один раз удивив своим звучанием, группа больше не несет сюрпризов — всё на альбоме будет сделано в рамках этого саунда. Залог тому — работа опытнейшего продюсера Якоба Хансена. Amaranthe, стартовавшие всего три года назад, сейчас и правда весьма популярны (за них бьются промоутеры, а группа гастролирует “на разрыв”, выступая чуть ли не ежедневно). Причиной такого успеха называют и контракт с лейблом Universal, и хитмейкерский талант ребят. Безусловно, мейджор-лейблы, пусть и в глубоком кризисе, но всё еще являются действенным механизмом, и будь Spinefarm по прежнему инди-леиблом, а не частью гиганта, наверное, Amaranthe не были бы так качественно “продвинуты” по всему миру. Насчет хитов вопрос гораздо сложнее — чтобы воспринять вещь как хит, нужно как-то себя с ней сопоставить, ощутить ее внутри, а не снаружи. На альбоме достаточно хитовых “крючков” для ушей, навязчивых повторов, а вот подлинной мелодической красоты я, признаться, не услышал. При попытках вчитываться и вслушиваться тексты кажутся ворохом звенящей банальности — страсти, чувства, киберпанк. Но это всё — вопрос восприятия...
Главное в успехе Amaranthe то, что они своей музыкой смогли уловить дух времени. В интервью музыканты рассказывают про песни с нового альбома, что каждая из них могла бы стать иллюстрацией к какой-нибудь компьютерной игре. Не к книге, не к фильму, а именно к игре. Для аудитории, которая из пеленок попала прямо внутрь компьютерных экранов, для поколения социальных сетей и многопользовательских онлайн-игр, где нарисованное более реально, чем настоящее, и создана эта музыка.
Владимир Импалер (журнал IN ROCK)