SHINING – Вечное сияние черного джаза (interview)
Парадоксы случаются. Получив задание написать о группе SHINING Я с ходу сунулся в Швецию, несмотря даже на то, что шеф заранее предупредил, что писать нужно о норвежской группе Shining. Деяния Никласа Кварфорта так прочно засели у меня в голове, что я не сразу сообразил, что да, ведь на самом деле существует еще и норвежский коллектив с таким же названием. Однако кроме названия она имеет мало общего с пронзительным блэк-роком (ведь творчество «тех» Shining, все же, выходит за рамки метала) из соседней Швеции. И лично для меня столкновение с таким материалом стало, пожалуй, еще даже большим парадоксом. Это - самый настоящий (не падайте только в обморок) блэк-джаз, в котором привычный для нас экстремальный вокал ложится поверх именно джазовых гитарных гармоний, а потом... потом в дело вступает саксофон, и происходящее принимает столь психоделический оттенок, что глаза слушателя сами собой лезут на лоб. Должно быть, именно такую музыку слушал убийца Боб из Черного Вигвама, что находится в окрестностях городка Твин Пике - если, конечно, он вообще что- нибудь слушал...
Проект Shining был создан в 1999 году норвежским мульти-инструменталистом (основная специализация - саксофон) Йоргеном Мункеби, который приехал в Осло, чтобы учиться в Норвежской академии музыки, и нуждался в группе, чтобы дать концерт, о проведении которого он уже договорился. Никого не зная в городе, он стал искать единомышленников среди своих соучеников. Так к группе присоединились басист Аслак Хартберг, барабанщик Торстен Лофтус и пианист Мортен Квенильд.
Их первый альбом, ‘Where the Ragged People Go’, вышел в ноябре 2001-го. В то время на норвежской джазовой сцене доминировал футуристический джаз. Shining сконцентрировались на том, чтобы исполнять современный и энергичный акустический джаз. В 2003-м они выпустили второй альбом, ‘Sweet Shanghai Devil', в котором проявились многие элементы, пришедшие из-за пределов джазового жанра - но музыка в целом при этом осталась полностью акустической. Но вот сегодня все уже не так. Альбом 2013-го ‘One One One’ - это жутчайший эксперимент над нашими ушами и мозгами, выдержать который будет под силу не каждому. Форменный звуковой терроризм! Еще в 2010-м на альбоме, очень характерно озаглавленном ‘Blackjzazz’, норвежские Shining заиграли куда как более резво, чем раньше, перейдя из разряда исполнителей авангардного джаз-рока в категорию артистов, играющих авангардный джаз-метал. Впрочем, насколько я понимаю термин «джаз», к настоящему моменту от него в саунде Shining не осталось уже практически ничего, и охарактеризовать их музыку можно, скорее, как самый настоящий нойз, пускай и сыгранный на не совсем традиционных для жанра инструментах. ‘Blackjazz’ был поистине монструозным альбомом, и ’One One One’ практически не уступает ему в этом отношении, а даже превосходит по части мелодизма (хотя по большому счету к этой музыке очень тяжело применимо такое понятие, как «мелодизм»). Конечно, возникают и определенные вопросы, но - думаю, в целом данный релиз скорее удачен, нежели наоборот.
Их индустриальные тремоло-риффы в сопровождении мощной атаки ритм-секции не просто безумны - за ними явственно прослеживаются еще и многочасовые страдания по оттачиванию техники. Саксофон и электронные партии стали более важны для песенной структуры, перестав быть просто фоном или вкраплениями, призванными как-то разбавить музыку. Можно сказать, что нынешний альбом звучит менее нойзово, чем был ‘Blackjazz’, но... ха-ха, это вовсе не значит, что он станет для вас приятной прогулкой. Это совсем не та музыка, которую можно использовать в качестве фона для романтического свидания или чтения какой бы то ни было литературы. Даже для качалки вряд ли подойдет - скорее для соревнований по бегу. О том, как такие чудовищные (по большей части, в хорошем смысле этого слова) проекты появляются на свет, расскажет нам главный генератор идей этих «других Shining», Йорген Мункеби.
- В чем заключается основная мысль, которую должен донести до слушателей альбом ‘Оnе Оnе Оnе’?
«Около шести месяцев спустя после того, как мы закончили ‘Blackjazz’, я почувствовал, что мы сумели нащупать нечто совершенно уникальное в музыкальном плане. Я чувствовал себя так, будто возвращаюсь домой после долгих лет исполнения джаза. Потом, когда настало время делать следующий альбом, я хотел выкристаллизовать общую идею ‘Blackjazz’ в нечто более конкретное, с более короткими и более прямолинейными песнями. Двумя песнями, которые стали моими персональными фаворитами на ‘Blackjazz’, были “The Madness and the Damage Done” и “Fisheye”, первые две песни альбома. Они служили отправными точками и, соответственно, имели более знакомую, более привычную слушателям песенную структуру, чем остальной материал альбома. Я хотел посмотреть, получится ли у меня сделать целый альбом в такой манере».
- А почему у него такое странноватое название - ‘One One One?
«Оно вытекает из создании подборки классных песен - классных номеров, “great ones”».
- ‘Blackjazz’ стал для вас настоящим прорывом, после которого о группе узнали очень многие. А что изменилось лично для вас за прошедшие после него три года?
«Мне кажется, что за три года, прошедшие после ‘Blackjazz’, некоторые люди стали считать этот альбом в какой-то степени классическим. Для меня это странно. Конечно же, это хороший комплимент, но странно вообще иметь «классику» в своей дискографии. Для меня он ничем не отличается от любого другого альбома, который я сделал. Несмотря на то, что я по-настоящему люблю его... но разницы нет. Я долго сидел, пытаясь сочинить как можно лучшую музыку, и в итоге появился альбом ‘Blackjazz’. Но я делаю это всякий раз, как делаю альбом. Как бы там ни было, а все это только к лучшему. Жизнь налаживается. У нас теперь есть большие площадки. У нас есть большие лейблы. Теперь у нас есть менеджмент. Все растет, и наши амбиции тоже растут. Но при этом я все еще занимаюсь тем же самым, что и раньше - делаю классную музыку. Так что, в этом смысле - ничего не изменилось».
- Не могу не спросить уже «во первых строках своего письма» вот о чем. Есть такая шведская группа, которая тоже называется Shining...
«Их вокалист Никлас Кварфорт одно время жил в Осло, и я даже встречал его несколько раз. Ни у него, ни у меня не возникает никаких проблем от того, что наши группы носят одинаковые названия. Мы оба стараемся делать как можно лучшую музыку, и мы оба прекрасно себя чувствуем, уже просто осознавая сам этот факт. Никто никого не тащит в суд. И мы - норвежские Shining - не собираемся менять наше название на Shining ВС или еще что-нибудь в этом духе».
- Кто повлиял на тебя и заставил взяться за саксофон?
«Это очень интересный вопрос. Думаю, если бы я начал играть на саксофоне в более позднем возрасте, то смог бы с большей легкостью на него ответить. Но в возрасте девяти лет я, думаю, не уделял таким вещам должного внимания. Я просто развлекал сам себя. Если бы все это время я слушал джаз, то возможно, имело бы смысл взяться за изучение саксофона. Но я не слушал джаз. Думаю, до того, как я впервые взял в руки саксофон, я не слушал никакой музыки, которая содержала бы его звуки. А мечтал я всегда играть на барабанах. Мой отец был барабанщиком-любителем. Думаю, это совпадение. Я мог бы начать играть на гребаной тубе или тромбоне. И я счастлив, что я саксофонист. Еще я играю на гитарах, а также все больше и больше пою. Я счастлив, что не играю на тубе».
- Как ты познакомился с Исаном, и как началось ваше сотрудничество? (Мункеби работал на сольных альбомах Исана ‘After’ и ‘Eremita’).
«Он сам вышел со мной на связь. Вообще, я вырос на металлической музыке. Death, Entombed и Sepultura. Я не слушал норвежский блэк-метал, а он, кажется, бывший фронтмен Emperor. Я знал об этой группе, но ничто не связывало меня с их музыкой. Мы с Исаном быстро нашли общий язык, В то время я как раз работал над альбомом Shining ‘Blackjazz’, а годом ранее - работал вместе с Enslaved над девяностоминутной симфонией, которую мы сочинили вместе. Так что, вероятно, Исана заинтересовало именно это. У него было определенное видение того, что нужно сделать, и, я думаю, оно хорошо совпадало с той темой, исследованием которой я занимался в тот текущий момент. Когда мы начали работать вместе, все пошло как по маслу. Я очень горжусь тем, что я сделал для альбома ‘After’, думаю, он получился великолепным. Это помогло мне понять, как нужно играть на саксофоне в металлической музыке. Одна из многих, многих вещей, которые помогли мне вычислить это. Я пытался понять это двадцать лет. Помню, как я репетировал свой собственный металлический альбом, когда был молод, и мне совсем не кажется, что я звучал так же, как несколько лет спустя».
- А когда у тебя впервые возникла идея совместить блэк-метал и джаз?
«Когда я был помоложе, то играл джазовую музыку, но слушал при этом метал. Время от времени я репетировал на саксофоне в процессе прослушивания металлических альбомов. Так что это не было для меня какой-то новой комбинацией, но в то время я все еще экспериментировал и пытался вычислить, как же мне свести эти вещи воедино. И я не думаю, что мне по-настоящему удавалось это, когда я был молод. Думаю, все внезапно встало на свои места на ‘Blackjazz’ в какой-то мере... В нашей музыке были достаточно разнообразные элементы. У нас была современная музыка, в духе Жана-Паскаля Чайне и Оливье Мессьена. У нас были элементы рок-музыки. У нас были электронные элементы. У нас были струнные инструменты, мелотроны, литавры, так много разных вещей. Но на ‘Blackjazz’ мы от многих из них отказались, и я думаю, что это сильно повлияло на тот факт, что я снова смог чувствовать себя комфортно, играя на саксофоне... Мне пришлось нелегко, когда я пытался понять, как вплести саксофонные партии в музыку того рода, что звучала у меня в голове - а это был микс джаза и метала, или более тяжелой разновидности рока. Но с ‘Blackjazz’, я считаю, я нашел способ играть так, как мне нравится. Я нашел такую манеру подачи саксофонной музыки, которая хорошо сработала. Вместо того, чтобы делать это как Чарли Паркер мог бы сделать, вместо того, чтобы делать это как Дэвид Сэндборн, в духе лос-анджелесской школы девяностых годов, вместо того, чтобы делать это как Майкл Брекер в нью- йоркском стиле второй половины девяностых, или как Джон Колтрейн в шестидесятых, я решил сделать это, как мог бы сделать поздний Джон Колтрейн или Фароа Сандерс. Внезапно все встало на свои места, и мы перестали нуждаться в чем-либо еще. Итак, мы отбросили в сторону весь остальной инструментарий, и у нас получился этот саксофонный драйв».
- Этот проект, который ты сделал с Enslaved, ‘The Nine Nights of Nothingness’ - достаточно оригинальный и мощный материал. Планируется ли продолжение такой совместной работы - с теми же Enslaved или кем-либо еще?
«Ну, спасибо, что оценил. Этим было очень интересно заниматься, и я всегда заинтересован в том, чтобы делать классный материал. Это был очень, очень большой проект. Мы написали очень много материала для него. Я также очень люблю крупные проекты. Это дает тебе возможность сделать что-то в большом масштабе. Думаю, я бы с радостью сделал что-нибудь подобное в будущем, но пока у меня нет конкретных планов, чтобы делать это с Enslaved или с кем-то другим. В настоящее время у нас есть очень много других дел. Но если что-то появится, то я буду более чем счастлив рассмотреть предложения и прикинуть, чем я могу помочь».
- Существуют ли планы издать этот материал?
«Нет. Но записи существуют. Они не изданы, но организация национального телерадиовещания Норвегии записывала живые выступления, которые были разбиты на ряд фрагментов. Та запись, которую можно найти в Интернете - на Youtube, например - это стереомикс с того самого дня. Симфонию также транслировали по радио, но существует и разбитая на фрагменты версия, из которой вполне можно сделать альбом. Кажется, Roadburn также это записывали.
Я знаю, что они записывали второе выступление - на самом деле не то количество треков, которое мы хотели бы, но все же, достаточно много. Около тридцати двух. Запись существует.
Она не издана потому, что это невозможно... Мы могли бы, конечно, отправиться в студию и записать этот материал, но причиной того, что он никогда не издавался, является то, что он не вписывался в график релизов Enslaved. Я задействовал несколько композиций оттуда, чтобы переработать их для нашего альбома ‘Blackjazz’. Сложно синхронизировать две группы, у каждой из которых есть свой собственный график и свой собственный жизненный цикл. Ну и потом, я думаю, что и мы, и они - группы, которые фокусируются на будущем и не хотят слишком много тратить времени на это. Однако, в любом случае, то был классный материал. По-настоящему уникальный и здоровский».
- А как вообще образовалось сотрудничество с Enslaved?
«Они поинтересовались у нас, не хотим ли мы присоединиться к их европейскому туру, и мы сделали это в 2008-м. Прямо перед туром мы, Shining, исполняли нашу кавер-версию “21st Century Schizoid Man” King Crimson на национальном норвежском радио. На несколько месяцев эта песня стала частью нашего сет-листа. И в том туре мы также исполняли эту песню, а на паре последних концертов мы даже привлекли к ее исполнению нескольких участников Enslaved. Нам показалось, это очень клево. А потом, когда тур был завершен, и Shining были приглашены стать хедлайнерами фестиваля Moldejazz, нас попросили там сделать что-нибудь с другой группой, показать какую-нибудь совместную работу. Мы предложили Enslaved - потому что мы играли с ними ту песню. Вот так и началось наше сотрудничество. Потом Ивар написал 45 минут музыки, я - еще 45, и мы соединили их вместе настолько хорошо, насколько могли».
Как я и говорил в начале статьи, определенные претензии к тому, что мы услышим на ‘One One One’, все- таки возникают. Как и в случае с 'Crown of Phantoms’ американцев Chimaira, здесь можно найти очень много техницизма, не вырастающего ни в какие конкретные идеи. Этакая «музыка для музыкантов», чем грешат, например, многие современные проговые коллективы. Первые четыре трека, несмотря на то, что в них присутствуют некоторые интересные моменты, все же, вызывают скорее недоумение, а не переживание. Лишь в четвертом из них, “My Dying Drive", будто бы намеренно противореча названию песни, драйв начинает оживать, а не умирать. А к пятому треку, “Blackjazz Rebels”, альбом наконец-то раскочегаривается как надо, и нога уже начинает притопывать в такт...
Антон Вильгоцкий (журнал DARK CITY)