FONO LTD METAL LABEL / RUSSIA

MASTERPLAN (interview)

22.10.2013 / interview masterplan

 

Helloween - это не только самая известная хэви-метал-группа Германии, но также и безостановочная «кузница кадров» для множества других немецких хэви-метал-групп. Прямо как Ария в России, ха-ха. Выходцы из Helloween приложили руку к созданию таких команд, как Gamma Ray, Iron Saviour, Unisonic, и еше нескольких, в число которых входит и MASTERPLAN. Последнюю организовали двенадцать лет назад, уйдя из Helloween, гитарист Роланд Грапов и барабаншик Ули Кюш (в настоящее время из этих двоих в составе присутствует только Грапов). Вокалистом изначально мог стать американец Рассел Аллен, но он отказался, поскольку был занят делами своей собственной группы Symphony X. Следующее предложение было отправлено Михаэлю Киске, но и он не пошел навстречу, сославшись на то, что хочет некоторое время отдохнуть от метал-сцены. Так что в конечном итоге у микрофонной стойки Masterplan оказался феноменальный Йорн Ланде.

После выхода двух первых альбомов Йорн покинул группу, но уже очень скоро вернулся, чтоб записать четвертую номерную пластинку Masterplan ‘Time to be King’. Решив, должно быть, что теперь-то для него уж точно настало время быть королем, Ланде снова ушел из Masterplan. Так что вышедший в этом году пятый студийник последних, озаглавленный ‘Novum Initium’, записывался уже с другим вокалистом, о котором нам ранее было известно довольно мало. Сегодня мы узна­ем больше - для интервью были приглашены как моз­говой центр Masterplan Роланд Грапов, так и «темная лошадка» Рик Альтци, который теперь является фронт­меном этой группы.

- Добрый день, Роланд! Прежде, чем мы начнем непо­средственно обсуждение нового альбома ‘Novum Initium’, давай совершим путешествие во времени и заглянем в те годы, когда группа Masterplan была только-только создана. Какова была музыкальная идеология, стоявшая за этим проектом?

Роланд: «Ули и я были уволены из Helloween уже очень давно. Мы подумывали о том, чтобы начать нечто, что было бы слегка иным и более мощным на наш тогдаш­ний вкус. У нас уже было множество написанных песен, и это очень помогло. Последний альбом, который я сделал с Helloween (‘The Dark Ride’, 2000), был очень сложным с точки зрения продакшена. Я тогда впервые работал с Роем Зи, и он полностью перевернул мои представления о том, как должна проходить запись альбома, каким должен быть хороший гитарный саунд, и тому подобное. Когда мы начали делать Masterplan, мы хотели, чтобы у нас был более мощный саунд. Будучи участником Helloween, я в основном играл на гитарах модели Stratocaster, используя усилители Marshall. Потом я переключился на гитары Gibson, что стало одной из причин того, что изменился саунд. Мы также больше уделяли внимания аранжировкам, чтобы сделать их более особенными, отличающимися. Это были не те стандартные аранжировки, которые обычно применяются в песнях, нам хотелось удивить людей, подарить им маленький сюрприз».

- И как на ваш взгляд - удалось ли группе Masterplan оправдать те ожидания, которые вы возлагали на нее с самого начала?

Роланд: «Думаю, что нам удалось - особенно с первы­ми двумя альбомами - добиться большого уважения и очень сильно удивить людей. Никто на самом деле не ожидал от нас настолько мощного удара. Думаю, даже ребята из Helloween после того, как они нас уволили, вряд ли ожидали этого - уж скорее они могли думать, что мы просто исчезнем, уйдем со сцены. После перво­го альбома я был очень доволен тем, что нам удалось вернуться со столь сильным подтверждением своего права на это. Для того времени это был большой успех. Сегодня продажи падают и падают с каждым днем, плюс к этому, существуют и разные другие проблемы. Мы только что выпустили наш пятый альбом, и, спустя все эти годы, я считаю, что в группе поддерживается определенный стандарт высокого качества. У нас про­изошли перемены в составе, были проблемы с вокали­стом... но это все еще старый добрый Masterplan».

- Вот ты упомянул о переменах в составе. Как счита­ешь, являются ли они необходимым делом для рок-групп, дабы обеспечить эволюцию и развитие?

Роланд: «Я думаю, сложнее всего объяснить, почему у нас так часто меняются вокалисты. Когда мы начинали деятельность Masterplan с Йорном у микрофона, мно­гие люди предупреждали меня, чтобы я был осторож­нее, говорили, что он очень сложный человек. Что он никогда не бывает по-настоящему доволен происходя­щим. Я думаю, что единственная вещь, на которой он может быть по-настоящему сконцентрирован - это построение сольной карьеры в проекте Jorn. Это было особенно плохо для меня, поскольку я вложил очень много любви, души и труда в эту группу. Я отдал всего себя, чтобы сделать эту группу большой. А Йорн всегда работал на себя, а не на команду. Он никогда в жизни слова доброго не сказал про Masterplan. Это нехорошо, ведь вам нужна по-настоящему сплоченная команда рядом, команда, которая любит общее дело. Это то же самое, что делать бизнес в торговой компании - если хоть кто-то один не отдает себя делу на сто процентов - то неважно, в общем-то, насколько хороший у него голос. Это значит - оставаться все время на одном и том же уровне. Но вот теперь, с совершенно другим составом, у нас есть шанс продвинуться дальше. Мы снова можем играть вживую, и мы уже дали несколько концертов. А еще больше живых концертов запланиро­вано, включая некоторые фестивали, а в октябре мы планируем откатать тур. Ничего подобного не происхо­дило уже около шести лет, и, честно признаться, это ужасно. Это определенно категорически необходимо - играть живьем, поскольку попросту не имеет смысла делать какую угодно крутую музыку (пусть даже люди и скажут: «О, это потрясающая группа!»), если вы не можете донести ее до слушателя во всей ее полноте. Лично я в этом нуждаюсь. Если существует группа, которая мне очень нравится, но я не могу посмотреть ее живое выступление - то я на самом деле не имею представления даже на тридцать процентов, что же такое эта группа. Я думаю, это по-настоящему важно - иметь возможность быть к группе ближе. Иногда вы думаете, что вот такая-то песня и так достаточно хоро­ша... но после того, как услышите ее вживую, то про­сто уже никогда не сможете забыть. Это будет уже как отпечаток в вашем мозгу. Также могут быть какие-то нюансы, отличия - например, по части соло, или какая- либо импровизация».

- Я так понимаю, на этот раз Йорн ушел из Masterplan уже окончательно. А почему ваши дорожки с ним разо­шлись?

Роланд: «Ну, почему разошлись... Потому что Йорн на самом деле проявлял очень мало интереса к делам группы. Как я уже говорил, он всегда в большей сте­пени концентрировался на своей сольной карьере. С тех пор, как мы сняли видеоклип на песню “Time to Be King”, я с ним даже не общался больше - просто не мог до него достучаться, и с его стороны также не было никаких попыток выйти на связь. Он ни разу не ответил ни на одно из моих электронных писем, а когда я звонил ему, отвечала всегда только его жена. Ну... просто в этом весь Йорн. Он всегда был таким вот непостоянным, слегка сумасшедшим. Я люблю этого человека, но... если он не хочет с нами рабо­тать, так что же мы должны делать? Я не хотел рас­ставаться с ним, но он сам решил расстаться с нами. Он покинул группу. А мне нужно было как- то продолжать - я ведь не хотел распускать Masterplan просто потому, что кто-то не заинтере­сован в том, чтобы со мной работать. В середи­не прошлого года я начал поиски нового вокалиста. Они начались достаточно поздно - всего за два или три месяца до того, как мы приступили к работе над альбомом. Потому что я в тот момент думал, что Йорн, все-таки, еще является нашим во­калистом. Рик и я были давними друзьями по интернету. Он видел живые шоу Masterplan и был настоящим фанатом нашей музыки. Так что, в конце концов, я решил дать ему шанс, пото­му что мог наблюдать, что он становится все лучше и лучше как вокалист, А петь он начал всего лишь десять-пятнадцать лет назад. И, когда я услышал его на альбоме At Vance, когда увидел видеоклип с его участием, то понял, что у него на самом деле очень хороший голос. Так что, я написал ему, и он оказал­ся очень заинтересован. Это оказалось очень легко - найти нового вокалиста.

Рик: «Да, мы с Роландом уже несколько лет общались через интернет, а прошлой осенью он написал мне и спросил, не хочу ли я пройти прослушивание для Masterplan. Я подумал совсем немного и согласился, о чем ничуть не жалею».

-  Рик, а где ты раньше пел? Думаю, российская публи­ка мало что про тебя знает.

Рик: «Я много лет был бас-гитаристом, а петь начал довольно поздно. Свой первый альбом в качестве вока­листа я сделал в 2007 году с At Vance, ну а с тех пор все просто покатилось как снежный ком. Меня все чаще и чаще просили записать вокал для чьего-нибудь альбо­ма, и на большую часть тех предложений я соглашал­ся. Правда, теперь я более избирателен в этом вопро­се, и стараюсь больше концентрироваться только на группах, с которыми я играю в настоящий момент. Но все же я записал несколько гостевых вокалов в нынеш­нем году. Одна из работ уже выпущена - это альбом ‘Free Fall' шведского гитариста Магнуса Карлссона».

- И какие ожидания ты возлагаешь на свою нынеш­нюю карьеру в Masterplan?

Рик: «Ну, у меня не было каких-то особенных ожида­ний, это скорее большая честь - то, что именно меня попросили присоединиться к группе в качестве вокали­ста. Но теперь, после выхода альбома и после того, как мы сыграли на многих фестивалях нынешним летом, я надеюсь, что в ближайшие годы мы сможем сделать несколько хороших мировых туров».

-  Ты заменил в группе не кого-нибудь, а Йорна Ланде, и это в какой-то степени можно назвать вызовом. Как считаешь, приняли ли тебя достойным образом те фэны, которые были с Masterplan с самого начала?

Рик: «Конечно же, сам по себе тот факт, что моим предшественником был сам Ланде, в какой-то степени повлиял на мое решение по поводу ответа на предло­жение Роланда. Но в конце концов я подумал, что большинство фэнов должны понять, что Йорн принял решение уйти из группы, и что Masterplan с вокалом Ланде больше не будет. Собственно, я уже получил множество положительных отзывов от фэнов».

- На латыни, если я правильно помню, слова “Novum Initium” означают «новое начало». Имеет ли такое название альбома некое особенное значение для груп­пы Masterplan, если учитывать упомянутые выше пе­ремены в вашем составе?

Роланд: «Да, в основном это название привязано именно к новому составу, с которым я связываю на­дежды на новое будущее для Masterplan - поскольку нам нужно было как-нибудь подчеркнуть эти переме­ны, так сказать, пальцем на них указать. Идея с этим названием исходила на самом деле именно от новых участников, поскольку я был очень занят в студии, работая над новым альбомом Masterplan, и у меня попросту не было времени размышлять над этим. Так что я переложил эту заботу на плечи остальных ребят. Они пораскинули мозгами и в итоге предложили мне десять очень хороших вариантов, из которых я выбрал три самых, на мой взгляд, лучших, которые мы отпра­вили на лейбл AFM Records, и вот уже людям с лейбла больше всего пришлось по душе название ‘Novum Initium'. Мне такой вариант тоже очень нравится. В любом случае, это лучше, чем делать что-нибудь под вывеской ‘МКЗ’ или ‘МК4’."

-  Кто сочинял тексты для ‘Novum Initium’?

Рик: «Я написал почти все из них, но и Роланд также внес свой вклад. Fly и кое-что мы сделали сообща».

-  В чем заключается основная идея пластинки?

Роланд: «Не думаю, что 'Novum Initium' можно назвать по-настоящему концептуальным альбомом, но когда мы начали писать тексты для альбома - Рик сделал десять песен, а я - две, - Рик тогда спросил меня, какая идея должна лежать в центре повествования. Я сказал: «Пиши что-нибудь очень позитивное. Даже если захо­чется о каких-то вещах рассказать с критической точки зрения, побичевать какие-то грехи нашего общества или рассказать о неких проблемах нашего мироздания -  нужно сделать это так, чтобы у слушателей осталась надежда». Именно такой подход всегда был моей основной установкой в отношении творчества группы Masterplan. Я не пессимист, я всегда стараюсь рассмат­ривать вещи с положительной точки зрения. И, если смотреть на вещи под таким углом, то именно это и можно было бы назвать концепцией, лежащей в осно­ве лирики. Но весь альбом в целом не является концептуальным. Его песни никак не связаны между собой. Но если взять, например, “Keep Your Dream Alive”, то это будет замечательная квинтэссенция, выжимка того универсального посла­ния, которое заложено в нашей лирике».

-  Каким был сам процесс записи альбома?

Роланд: «Ну, это был достаточно долгий процесс, поскольку мы хотели по полной задействовать наше время. Ну и, к тому же, у тебя за плечами всегда стоит лейбл, который оказывает некоторое давление. Они сказали нам, что релиз альбома должен состояться в январе, я сказал «Нет проблем» - и в сентябре мы при­ступили к работе. Но потом... произошли изменения в составе, и нам понадобилось больше времени, чтобы найти правильные мелодии, да и тексты писались уже непосредственно в студии - так что очень многое при­шлось поменять и перепланировать. Так что нам дей­ствительно очень плотно нужно было заниматься всеми этими вещами. Работа кипела - в особенности напрягались я и Рик. Он три-четыре раза приезжал в мою студию в Словакии, потом я начал заниматься све­дением, и окончательный результат был готов к сере­дине февраля. То есть, мы достаточно припозднились. Одно только сведение заняло у меня около шести недель - я просто не знал, в каком направлении дол­жен двигаться, потому что это был первый раз, когда я самостоятельно сводил альбом Masterplan».

-   Какие песни на ‘Novum Initium’ являются его основ­ными моментами?

Роланд: «Я думаю, это всегда скорее должно рассмат­риваться с точки зрения слушателя, поскольку у всех людей разные вкусы. Мы, например, в группе, больше всего любим “Betrayal”, поскольку это действительно самая сильная песня на альбоме, и мы уже играли ее вживую. Но это не значит, что все остальные поголов­но обязаны обращать внимание первым делом именно на эту песню. Каждый может выбрать для себя что-нибудь свое - например, “Keep Your Dream Alive”. Очень многие люди говорят, что заглавная песня, “Novum Initium”, тоже получилась очень хорошей. Мне также очень нравится “Black Night of Magic". “The Game” - клёвая штука, очень мощная и быстрая. Да, вот порас­суждав сейчас на эту тему, я прихожу к выводу, что на этом альбоме очень много моментов, на которые стоит обратить пристальное внимание. Но в конечном итоге решать вам, наши дорогие слушатели. Один человек мне сказал, что “Return from Avalon” - самая скучная песня на альбоме, а другой - что она его любимая. Так что, это никогда невозможно предсказать. Но что мне нравится больше всего - так это то, что в основном люди говорят, что альбом получился классным, ну и то, что у них разные любимые песни, мне тоже нравится».

Рик: «Сложно это сказать сейчас, когда альбом уже выпущен... но песней, которая по-настоящему вросла в меня, стала “Novum Initium”. Она казалась длинной и странной, когда мы ее сочиняли и записывали, но мне понравилось наше с Роландом взаимодействие при работе над этой песней. Другими вещами, которые мне очень нравятся, являются “Keep Your Dream Alive”, “No Escape” и “Betrayal”».

-   Какое оборудование было использовано при созда­нии альбома?

Роланд: «Уже много лет я пользуюсь программой Pro Tools. Кажется, уже десять или двенадцать лет. В сту­дии для записи звукового сигнала у меня установлены очень качественные эквалайзеры, которыми я поль­зуюсь уже около пятнадцати лет. Есть предусилители, которые были выпущены еще в семидесятые годы - по-настоящему старое оборудование. Мне нравится иметь на руках по-настоящему хороший материал прежде, чем садиться за компьютер. На этот раз я и вовсе занимался сведением не за компьютером, а при­менил для этого более винтажное оборудование. Это помогает добиться в некотором роде «аналогового» звучания. Мне не хотелось, чтобы абсолютно все на этом альбоме было сделано при помощи компьютеров. На выходе получается по-настоящему качественный саунд. У меня в студии стоят очень хорошие конверте­ры - в том числе старый конвертер Apogee, который я использую с момента записи самого первого альбома Masterplan. Я использую компрессоры Pericle, Lapse, Confessor, Dominator... Уверен, я многое забыл упомя­нуть. Но в целом моя студия оборудована так, чтобы получать как можно более качественный результат. Честно говоря, многие навыки студийной работы я перенял у своего друга Энди Снипа, который является великолепным продюсером. Он работал над первыми двумя альбомами Masterplan, но он не занимал­ся их сведением. Я большой поклонник того типа саунда, который он делает - Accept, Testament, Nevermore и т.д.».

-   Какое послание заложено в творчестве Masterplan?                                         .

Роланд: «Ну, не знаю, это ведь личная вещь для каждого. Лично я просто хочу делать классную музыку. Когда мы с Ули только начинали делать группу, нам хотелось делать то, что нам нравится. У нас с Ули были очень похожие вкусы в то время. Но, с  другой стороны, нам не хотелось все время идти в одном и том же направлении. Не хотелось показы­вать одни и те же трюки. Как, например, AC/DC. Я очень люблю эту группу, но у нее прак­тически всегда один и тот же саунд. Masterplan - более разнообразная и вариабель­ная команда. Это яркое, полное оттенков блюдо, в котором пере­мешана вся та музыка 60-х, 70-х и, конечно же, 80-х, которую мы любим. Немножко метала, немножко прогрессива. Я люблю Whitesnake, Оззи, Kansas, Styx. У нас было много кумиров среди рок-групп. Ну и, конечно, у меня есть свои собственные «корни», ведь я двена­дцать лет играл в Helloween. Все это было сплавлено воедино и получился собственный стиль, «маленький новый стиль», я бы сказал. Я продолжаю оставаться открытым для новых влияний. Когда мне нравится какой-то саунд, я стараюсь его использовать».

-  В студии ты также работаешь с материалом других групп. Дает ли тебе это тот же творческий зуд, который музыкант испытывает, стоя на сцене?

Роланд: «Официально я всего шесть лет работаю для других групп. За это время я работал с материалом множества групп среднего уровня из Словакии, где я живу, а также из Чехии. Но постепенно выхожу и на более высокий уровень. В прошлом году я сводил аль­бом ‘I am I’ - группы Зиппи Терта, который раньше пел в Dragonforce. Все становится лучше и лучше при помо­щи Энди Снипа, который научил меня очень многому. На Новый год я был в его английской студии, и он дал мне множество инструкций и советов. Это помогло мне грамотно выполнить самостоятельное сведение мате­риала моей собственной группы. Энди всегда оказывал на меня значительное влияние. На самом деле, сложно сказать, что мне дает эта деятельность. Продюсировать какую-либо другую группу для меня легче, поскольку я не погружен в это так же глубоко, как со своим мате­риалом. Когда я начал продюсировать Masterplan, я отослал пару песен Энди, чтобы проверить, потому что я был не уверен в моей собственной работе над ними. Он сказал мне, что с ними все в порядке, и я не должен волноваться. Конечно, когда ты работаешь с собствен­ным материалом - это более сложная задача».

-  Какую из групп, в которых ты играл до Masterplan, ты мог бы назвать своей любимой?

Роланд: «Конечно же, для меня это Helloween. Это была наиболее профессиональная из моих предыду­щих команд. Конечно, были там как хорошие, так и не очень простые времена, но в целом двенадцать лет профессиональной работы дали мне очень много. Как в творческом профессиональном плане, так и в банальном финансовом. С Helloween я заработал много денег - ведь, если помните, в девяностые годы мы продали очень много альбомов. У меня осталось множество хороших воспоминаний о потрясающих живых концертах и замечательных фэнах. Было также просто замечательно общаться с такими клёвыми людьми, как ребята из Iron Maiden. У нас был один менеджмент, мы ездили в совместный тур. Много хороших вещей могу вспомнить о тех временах...».

-   В последние годы происходит много реюнионов групп из восьмидесятых, и зачастую в их составе при­сутствует всего один из участников оригинального состава. Можно ли предполагать, что когда-нибудь состоится и реюнион одной из твоих бывших групп, Rampage?

Роланд: «Это невозможно, поскольку двое из участни­ков умерли. Басист и гитарист отправились в мир иной в восьмидесятые. Это была очень грустная история, поскольку, как я помню, оба они умерли в течение одного и того же года. Один парень покончил с собой, а у другого были проблемы с алкоголем. На Фэйсбуке я получил послание от сестры гитариста Rampage. Она спрашивала, есть ли у меня какие-ни­будь материалы, связанные с ним - его музыка, фото­графии. У меня это было, и я отправил ей. Это здоро­во, что Rampage все еще помнят и интересуются ею».

- Оглядываясь назад на свою карьеру, что ты мог бы назвать своими личными взлетами и падениями?

Роланд: «Взлетами? Опять же, тот момент, когда я стал участником Helloween. Это было как сбывшаяся мечта. Я смог бросить свою работу автомеханика, присоединился к Helloween в возрасте 29 лет и повидал мир. Уже через несколько недель мы поехали в тур и играли по всей Америке с Anthrax и Exodus. Я даже не говорил по-анг­лийски в течение еще нескольких лет. Потом мы поеха­ли в Японию записываться на студии. В течение нескольких лет все это было для меня очень волную­щим и захватывающим. Постепенно я развивался, и мой английский уже позволял мне разговаривать с людьми. Потом я сделал свой первый сольный альбом и начал давать свои первые интервью на английском. Я помню, как я сидел в составе Helloween на встрече с менеджментом и просто не понимал ничего. Это было ужасно. Вообще, я уже двадцать пять лет занимаюсь музыкой профессионально, и мне, в принципе, даже не нужно больше работать, но я решил все-таки продол­жить».

- А что насчет худших моментов?

Роланд: «Возможно - когда меня вышвырнули из Helloween, потому что это была не слишком честная ситуация. Мы были удивлены, потому что они, как ока­залось, уже обсудили этот вопрос еще несколько меся­цев назад, а мы ничего не знали. Я всегда стремился подстегнуть Helloween в каком-то смысле, и постоянно делал подначки типа «эй, мужик, что с тобой?», «возь­ми хренов инструмент и репетируй», «мы должны совершенствоваться как музыканты». Многие фэны подходили ко мне и говорили: «Один из этих ребят не настолько же хорош». Ну я и передал эту информацию группе. Я думаю, именно этот человек и сказал, что он просто не хочет больше работать с этим «глупым Роландом Граповым». Это было по-настоящему плохо, поскольку я думал, что это действительно важно - пытаться продвинуть свою группу вперед. Так что это было ошибкой - то, что я открыл свой рот. Но, с другой стороны, благодаря тому событию, появилась груп­па Masterplan, и я этим очень горжусь».

- Что-то еще желаешь добавить?

Роланд:  «Я очень счастлив, что нам удалось собрать этот  новый состав, с которым возобнови ли живые выступления Masterplan. Первым шагом к полноценному развитию такого рода должен стать европейский тур, который мы наметили  на  октябрь нынешнего года. А в следующем ro­ду хотелось бы сделать и второй шаг, то есть, начать ездить за пределы  Европы. Хотелось бы заглянуть и в Россию, но сегодня я могу с уверенностью сказать лишь, что в следующем году —мы поедем в Южную Америку. У нас много планов. Будем играть на множестве фестива­лей. Существует неболь­шая возможность того, что мы сделаем совместный тур с Gamma Ray. Я разговаривал с Каем Хансеном на эту тему пару месяцев назад. Но время покажет, пока это только планы».

- Что пожелаете нашим читателям и всем рос­сийским фзнам Masterplan?

Рик: «Держитесь! Мы обязательно приедем к вам с парой концертов. Я был в России несколько раз, и мне очень понравилось».

Роланд: «Думаю, всем русским людям стоит поже­лать мира. Мир - это всегда хорошо. Мир и свобода -  это ценности, которые нужны всем. Я думаю, никто не нуждается в насилии и ненависти».

- Да, у нас в России наблюдается явный недо­статок мира и взаимопонимания между людь­ми...

Роланд: «Я знаю. Потому и желаю именно этого. Думаю, вам стоит научиться как-то по-другому относиться друг к другу. Научиться как-то иначе оценивать этот мир. Расслабьтесь, ребята». 

Антон ВИЛЬГОЦКИЙ. (журнал DARK CITY)

Скоро в продаже смотреть весь релиз план

Бронтоморф

Реликт

Throne of Thorns

Converging Parallel Worlds

Balance of Power

Fresh From The Abyss

Darkness

Blood On Canvas

Rhapsody Of Fire

Challenge The Wind